8 (495) 935 78 38
заказать звонок
Заказ обратного звонка
Ваш телефон

Звонок бесплатный, перезвоним в течение 5 минут в рабочее время!

Заказ обратного звонка
Заявка принята, с вами свяжется наш менеджер!
Выберите город
Москва Санкт-Петербург

Б

Балашиха Барнаул Брянск

В

Владивосток Владимир Волгоград Вологда Воронеж

Д

Долгопрудный

Е

Екатеринбург

И

Иркутск

К

Казань Калуга Кемерово Кострома Красногорск Краснодар Красноярск

Л

Люберцы

М

Мытищи

Н

Нижний Новгород Новосибирск

О

Одинцово Омск

П

Пермь Подольск

Р

Ростов-на-Дону Рязань

С

Самара Сочи

Т

Тверь Тула Тюмень

У

Ульяновск Уфа

Х

Хабаровск Химки

Ч

Челябинск

Я

Ярославль

Включаем двигатель

Дети заводят свои моторчики одновременно, но пока одни ее ползают, другие уже вовсю носятся по комнате.

Независимо от скорости финишную черту пересекают все.

Шаг за шагом. 

Спросите любого родителя, и он вам подтвердит, что темпы развития каждого ребенка индивидуальны. Некоторые дети начинают ходить в восемь месяцев, другие – в год и три. На представленной ниже диаграмме последовательно показаны этапы развития среднестатистического ребенка от момента рождения до трех лет.


Возраст (мес.), % детей, прошедших тот или иной этап развития.

 

50%

75%

90%

Лежа на спине: свободно поворачивает голову из стороны в сторону, большую часть времени держит голову по центру.

2

2,5

3

Лежа на животе: уверенно поднимает голову, глядя прямо перед собой.

2

2,5

3

Полностью переворачивается во всех направлениях.

2,5

3,5

4,5

Лежа на животе: поднимает голову и плечи, упираясь локтями или ладонями.

3

3,5

4,5

Сидя, при поддержке родителей: держит голову прямо и ровно.

3

3,5

4,5

Сидит самостоятельно 30 секунд и более.

6

7

8

Встает, держась за предметы мебели.

7

9

10

Перед тем, как пойти: ползает на четвереньках или, упираясь ладонями и стопами, приседает и резко встает.

7

10

11

Садится из положения лежа без посторонней помощи.

8

9,5

11

Самостоятельно стоит 10 и более секунд

10,5

13

14

Уверенно ходит самостоятельно.

12

13,4

14


Защитный и другие рефлексы. 

Движения новорожденного определяются примитивными рефлексами. Поднесите сосок к его губам, и он тут же начнет сосать. В течение первого года рефлексы затухают и заменяются осмысленными действиями.

Рефлекс Моро.
Если ребенок напуган, то всплескивает ножками и ручками и вытягивает шею. 
Шагающий рефлекс. Когда ноги ребенка касаются плоской поверхности, то он ставит одну ногу перед другой. 
Искательный рефлекс. Если ребенка погладить по щеке, он поворачивает голову к руке в поисках материнской груди. 
Тонический (оборонительный) рефлекс. Когда голова повернута в сторону, рука с этой стороной выпрямляется, а другая рука сгибается в локте. 
Хватательный рефлекс. Если погладить ладошку младенца пальцем, он за него ухватится. 
Подошвенный рефлекс. Если дотронуться до подошвы стопы, то мышцы стопы сократятся и пальцы ног согнутся.

Краткий глоссарий терминов движения. 

Если вы откроете какое-нибудь пособие по воспитанию ребенка, у вас может возникнуть ощущение, что без переводчика здесь не разобраться. Поэтому мы решили расшифровать здесь несколько из наиболее употребительных слов:

По-пластунски. Для движения в положении лежа на животе, ребенок пользуется только руками. 
Ползком. Лежа на животе, толкаясь ногами, и управляю вытянутыми вперед руками. 
Марш-бросок. Ходит, держась за мебель. 
Железная хватка. Поднимает предметы, придерживая их только большим и указательным пальцем. 
Руки загребущие. Тянется вперед и одновременно хватает несколько предметов.

Зарядка для самых маленьких. 
Между сном и кормлением дети нуждаются в упражнениях, способствующих укреплению мускулатуры и улучшению координации движений. Занятия должны проходить весело и непринужденно. Если вы видите, что ребенок устал, немедленно прекратите тренировку.

1 год

  • Положите ребенка на спину, подвигайте его ножками, имитируя работу педалями.
  • Положите ребенка на живот, давая ему возможность поднять голову.
  • Положите ребенка на расстеленное на полу одеяло, чтобы он мог более активно двигаться и тянуться к игрушкам.
  • Поддерживайте ребенка в вытянутом вертикальном положении.

1-2 года

  • Научите его бить по мячу.
  • Подготовьте небольшую полосу препятствий с целью улучшения координации движений.
  • Поиграйте с ним в «паровозик».
  • Помогите ему двигаться по рукоходу, научите залезать на горку.
  • Разрешите ему толкать перед собой коляску.
  • Держась за руки, поднимайтесь по лестнице.

2-3 года

 
  • Научите ребенка работать педалями и управлять трехколесным велосипедом.
  • Кидайте с ним вместе мячи в большую корзину, чтобы ребенок научился лучше целиться.
  • Укрепляйте его чувство равновесия: пусть ребенок походит на цыпочках, постоит на одной ноге.
  • Играйте с ним в простые развивающие игры.


0 – 2 месяца.

1 месяц: 
Простые движения. По мере развития нервной системы и укрепления мускулатуры движения, вначале резкие и рваные, становятся более плавными. Большинство действий ребенок совершает рефлекторно, например, сосет материнскую грудь или подносит сжатые кулачки ко рту. Выбрасывает вперед ручки и ножки. Не может держать голову без посторонней помощи.
2 месяца: 
Сложные движения. Осторожно сжимает и разжимает кулачки. Может какое-то время держать что-то в руке. 
Простые движения. Ноги из согнутого в коленях положения начинают постепенно выпрямляться. Пытается поднять голову. Некоторые рефлексы исчезают в конце второго месяца.

3 – 8 месяцев.

3 месяца: 
Сложные движения. Может с силой ударить по висящим перед ним предметам. Лежа на боку должен одинаково хорошо двигать обеими руками. 
Простые движения. Стоя на твердой поверхности, садится на корточки. Учится подпрыгивать, не отрываясь от пола. Лежа на животе, может поднять голову и грудь. По мере того как развивается гибкость тазобедренного и коленного суставов, все с большей силой размахивает ногами.
4 месяца: 
Сложные движения. Тянется ручками к различным предметам. Может хватать погремушку и совать ее в рот. 
Простые движения. Умеет смещать центр тяжести из стороны в сторону и полностью переворачиваться. Укрепляются верхняя часть туловища и руки; может садиться с помощью взрослых. Для сохранения равновесия часто облокачивается на другие предметы.
5 месяцев: 
Сложные движения. Может перекладывать предметы из одной руки в другую. Может держать в руках бутылочку. 
Простые движения. Развивается контроль за движениями туловища, головы и шеи. Лежа на животе, поднимает голову вверх и удерживает ее в таком положении. Может раскачиваться. Отдыхая лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот.
6 месяцев: 
Сложные движения. Может тянуться вперед в положении сидя. 
Простые движения. Переворачивается в любую сторону. Благодаря более развитым мышцам живота и спины удерживает равновесие в положении сидя. Может ползать на животе, толкаясь ногами.
7 месяцев: 
Сложные движения. Хлопает в ладоши и любит бить предметы один об другой. 
Простые движения. Ноги в состоянии выдержать полный вес ребенка. Любит прыгать на месте. Сидит на подушках. Для того чтобы взять какой-нибудь предмет из положения сидя, поворачивается в разные стороны. Может сесть, отталкиваясь руками.
8 месяцев: 
Сложные движения. Умеет по желанию разжимать пальцы и ронять или бросать предметы на пол. 
Простые движения. Улучшается координация, и ребенок может начать ползать, часто на первых порах двигаясь задом наперед. Некоторые дети, вместо того чтобы ползать, вначале перемещаются по комнате на ягодицах.


9 – 16 месяцев.

9 месяцев:
Сложные движения. Кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Любит игрушки с подвижными деталями, например, с колесами или рычажками. 
Простые движения. К концу первого года может научиться вставать, опираясь о мебель. Учится сгибать колени и снова садиться.
10 месяцев: 
Сложные движения. Может взять в руки цветной мелок и попытаться им что-то нарисовать. С любопытством разглядывает мелкие предметы. 
Простые движения. Может начать ходить, держась за мебель. Может неожиданно отпустить руки и самостоятельно стоять. Уверенно сидит.
11 месяцев: 
Сложные движения. Любит переворачивать страницы, часто несколько страниц одновременно. Любит смотреть на дверные петли и может толкать дверь в разные стороны.
12 месяцев: 
Простые движения. Обычно дети начинают ходить в конце первого года жизни, хотя некоторые делают это несколько раньше или, наоборот, позже. Первые шаги довольно неуверенные; часто спотыкается, так что шишки и синяки ему обеспечены.
13 месяцев: 
Сложные движения. Показывает указательным пальцем. Аккуратно берет мелкие предметы большим и указательным пальцами. 
Простые движения. Может ходить, широко расставив ступни и направив пальцы ног наружу. При ходьбе для сохранения равновесия помогает себе руками.
14 месяцев: 
Сложные движения. Держит два и более предметов в одной руке. Переворачивает коробки, чтобы высыпать на пол их содержимое. 
Простые движения. Может остановиться, чтобы поднять игрушку и пронести ее через всю комнату.
15 месяцев: 
Сложные движения. Строит из кубиков небольшие башенки, а затем их разрушает. 
Простые движения. Поднимается по лестнице на четвереньках; спускается ползком или просто сползает. При ходьбе может толкать игрушку перед собой или волочить ее за собой.
16 месяцев:
Сложные движения. Вставляет колышки в отверстия нужного диаметра. Пытается поместить один предмет внутрь другого. 
Простые движения. Может попытаться ударить по мячу, но вместо этого часто на него наступает. При ходьбе может двигаться вбок и назад. Может ускорить шаг, если чем-то возбужден или если его догоняют.

17 – 24 месяца.

17 месяцев: 
Сложные движения. Может катнуть мячик другому и умеет поднимать предметы на ходу. Кидает мяч. Пьет из чашки. 
Простые движения. Более уверенно останавливается и поворачивается при ходьбе. Предпочитает катить коляску, а не сидеть в ней.
18 месяцев: 
Сложные движения. Сортирует предметы по форме и укладывает их в углубления подходящей формы. Может разобрать игрушку на части и снова ее собрать. Расстегивает молнию. 
Простые движения. При ходьбе ставит стопы ближе друг к другу. Походка становится более размеренной и плавной. Может подниматься по лестнице вместе с родителями.
19 месяцев: 
Сложные движения. Ставит кубики друг на друга в три-четыре ряда. Любит осматривать новые предметы и места. Пытается вылезти из кроватки. Может научиться снимать носки и ботиночки. 
Простые движения. Весь день активен и любознателен. Ходит, куда-то карабкается, скачет и бегает при первой возможности.
20 месяцев: 
Сложные движения. Подкидывает мяч вверх-вниз, а не просто кидает его куда-нибудь. 
Простые движения. Может ударить по мячу, не упав и споткнувшись об него. Любит висеть на вытянутых руках. Может вскарабкаться на большой стул, перевернуться и сесть. Бегает еще не очень уверенно: с трудом останавливается и огибает углы. Пытается подпрыгнуть на обеих ногах, но может и не оторваться от земли.
21 месяц: 
Сложные движения. Переворачивает страницы одну за другой. Любит рисовать пальцем и писать большими мелками. Любит рассматривать мелкие предметы, особенно всяких жуков. Определяется, кто он – правша или левша.
Простые движения. При ходьбе смотрит под ноги, чтобы вовремя преодолеть препятствие. Может подниматься по лестнице, держась за перила и переставляя ноги на каждую ступеньку.
22 месяца:
Сложные движения. Может самостоятельно надевать ботинок, но часто не на ту ногу. Находясь в автомобиле, пытается самостоятельно пристегнуться.
Простые движения. Легко переходит с ходьбы на бег и наоборот, легко садится и встает. Любит, когда его качают на качелях, и обожает другие развлечения на детской площадке.
23 месяца:
Сложные движения. Любит возиться с глиной. Если ему показать, как, то может нарисовать грубые очертания окружности.
Простые движения. Координация движений улучшается. Ходьбе предпочитает бег. Может самостоятельно сесть за стол или забраться на сидение автомобиля. Может закинуть мяч в корзину.
24 месяца:
Простые движения. К концу второго года движения становятся более уверенными. Ребенок крепко держится на ногах и реже падает. Некоторые дети могут самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице; другим удобнее передвигаться по ступенькам на четвереньках. Может с удовольствием танцевать под музыку и начинает двигаться в такт музыке.

2 – 3 года.

25 – 29 месяцев: 
Сложные движения. Ребенок учится координировать движения запястий, пальцев и ладоней. Может отворачивать крышки, поворачивать ручки, разворачивать бумагу. Простые движения. Постоянно в движении. Любит, когда его догоняют. Любит кататься с горки, качаться на качелях и носиться по детской площадке. Уже может кататься на небольшом трехколесном велосипеде. Учится ходить на цыпочках и часто уже может стоять на одной ноге. Может сосчитать ступеньки и спрыгивать с последней. Для прыжков на месте по-прежнему требуется много усилий и хорошая координация.
30 - 36 месяцев:
Сложные движения. Учится правильно держать карандаш. Любит рисовать мелом и цветными карандашами. Изображает вертикальные и горизонтальные мазки, но иногда не может изобразить при помощи двух линий простой крест. Под наблюдением родителей может начать пользоваться маленькими ножницами. Из отдельных кусочков головоломки может сложить простую картинку. К трем годам координация достигает уровня, достаточного для начала обучения на простом музыкальном инструменте.
Простые движения. Походка становится более похожей на взрослую; при ходьбе сначала ставит ногу на пятку и лишь затем на носок. Любит осваивать новые виды движения, например, бег вприпрыжку или мелкими скачками. При подъеме на лестницу может ступать на очередную ступеньку с другой ноги. При движении может одновременно совершать несколько различных действий. Может кидать мяч на бегу или есть мороженое на ходу. Легко наклоняется вниз и при этом не падает. Бьет по мячу в желаемом направлении. Может ударить по бейсбольному мячу, если тот лежит на подставке. Хорошо работает педалями и уверенно управляет трехколесным велосипедом.

Возврат к списку